Чем заняться в Москве: Афиша мест и событий

Бартоло Ди Фреди. Святой Лаврентий крестит в темнице узника Луциллия и возвращает ему зрение. Сиена

Выставка «Сиена на заре Ренессанса»

Новый выставочный проект позволит познакомиться с искусством живописцев, работавших в XIII–XV веках в Сиене – одном из ведущих художественных центров того времени. В выставке участвуют произведения из знаменитого собрания Национальной пинакотеки в Сиене, а также Государственного архива Сиены, музеев Тосканы и ГМИИ им. А.С. Пушкина. В России подобная выставка проводится впервые, а отобранные произведения обладают особой ценностью и лишь в исключительных случаях покидают стены родных музеев. Среди уникальных экспонатов из Италии – деревянные таблички «таволетты Биккерны», расписанные лучшими художниками Сиены. Выставка является частью обширной программы перекрестного года музеев России и Италии, объявленного министерствами культуры обеих стран на 2021–2022 годы. Проект проходит при поддержке Посольства Италии в Москве.

Джованни ди Бартоломео Кристиани. Мадонна с Младенцем на троне с предстоящими ангелами.

Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина впервые представит российской публике сиенскую школу живописи, расскажет об ее эволюции с XIII по XV век и исключительной значимости в период, непосредственно предшествовавший эпохе Возрождения. Для российского зрителя знакомство с произведениями сиенской живописи XIII–XV веков имеет особое значение, именно на это время приходится расцвет древнерусской иконописи, продолжавшей сохранять верность византийской традиции. Одна из задач проекта – познакомить посетителей с собранием Национальной пинакотеки Сиены, одного из крупнейших и значимых музеев Италии, в котором особенно полно представлена местная школа живописи. ГМИИ им. А.С. Пушкина также располагает уникальными памятниками сиенской живописи XIV–XV веков. Особого внимания заслуживает подписное «Распятие» Сеньи ди Бонавентуры, ученика Дуччо, две створки полиптиха Сансеполькро художника Сассетты, а также произведения Андреа ди Бартоло, Сано ди Пьетро, Маттео ди Джованни, Гвидоччо Коццарелли, Бернардино Фунгаи и других мастеров. Это позволяет объединить коллекции и построить диалог между произведениями из Италии и России.

Джованни Ди Паоло. Мадонна Смирение. Сиена

Сиенская школа живописи известна своей многогранностью и присущим только ей смешением византийских, готических и ренессансных элементов, создающих уникальный сплав разных художественных традиций. С самого начала своего формирования в конце XIII века она находилась под влиянием византийского искусства. В это время в Сиене работал Дуччо ди Буонинсенья, современник Джотто и основоположник местной художественной традиции, деятельность которого документально засвидетельствована с 1278 года. В его работах еще обнаруживается тесная связь с искусством Византии и одновременно прослеживается тяга к готической стилистике, изящество и тонкость которой оставит в сиенском искусстве очевидный след. На мастерскую Дуччо, где постоянно рождалось нечто новое, ориентировались многие художники, в том числе, представленные на выставке Сенья ди Бонавентура, Уголино ди Нерио и Никколó ди Сенья. Среди них – Симоне Мартини, в чьем исполнении сцены жития святых, отличающиеся умелым построением пространства, обретали новую ясность формы и убедительность. Влияние стиля Симоне Мартини на последующую сиенскую живопись ощущалось во всем, его развивал целый ряд художников, его «товарищей», как называли их в то время. Одним из прямых преемников мастера был его помощник Липпо Мемми. Тесное сотрудничество с наставником создало трудности в атрибуции произведений, тем не менее, у Липпо был собственный стиль, особенно заметный в подписанных им работах.

Выставка «Сиена на заре Ренессанса»

Место: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина Адрес: Москва, ул. Волхонка, 12
Дата: до 3 октября 2021 года
Стоимость: от 300 руб.

Подписаться
Уведомить о

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Пролистать наверх